Какие из немецких трофеев на фронте ценились больше всего
В 1943 году в Рабоче Крестьянской Красной Армии были сформированы так называемые «трофейные бригады».
В задачу «трофейных бригад» входил сбор, учет, хранение и распределение вооружения, обмундирования, боеприпасов и прочего имущества, на участках проведенных боев или оставленного войсками противника или частями Красной Армии.
До образования таких "трофейщиков" с подобными функциями красноармейцы вполне справлялись и самостоятельно, хотя уставом использование трофейного оружия или обмундирования было запрещено.
Трофейная техника
Даже после 1943 года, когда СССР уже в целом справился с дефицитом бронетехники и артиллерии первых военных лет, страна все еще испытывала недостаток металла. Поэтому захваченные у врага машины и пушки всегда ценились высоко, как и вознаграждение за захваченную технику. Известный историк Александр Самсонов в своем исследовании «Деньги от Сталина» упоминает, что красноармейцы получали денежное вознаграждение (от 200 до 500 рублей – в зависимости от звания, должности и рода войск) не только за каждый уничтоженный танк или пушку, но и за захваченную технику. Причем за трофей платили в 3-5 раз больше – ведь такую технику можно было использовать и в борьбе с врагом, если она была на ходу и в наличии были снаряды (кстати, это было одной из причин формирования специальных трофейных команд). За добытые новые образцы вооружения и техники, которые в дальнейшем отправляли на полигоны для изучения трофейной техники, премировали отдельно.
Но самым ценным трофеем вплоть до окончания войны оставалась своя бронетехника.
За отбитый обратно у врага или починенный и эвакуированный с поля боя танк можно было получить до 5000 рублей. Оно и ясно – в эксплуатации свои машины были удобнее, привычнее и дешевле к тому же не приходилось переучивать личный состав на использование трофейной техники
Трофейное ручное оружие
Нельзя сказать, что в Красной армии немецкое стрелковое оружие сильно любили: по своим характеристикам оно либо соответствовало, либо уступало советским аналогам. Но в качестве трофеев его все же брали, особенно в первые годы войны, когда остро ощущался «оружейный голод», стрелкового оружия катастрофически не хватало — значительная часть советского оружия была захвачена немецкими захватчиками во время стремительного наступления на складах, в котлах, при отступлении.
Одним из наиболее желанных вражеских трофеев у красноармейцев были немецкие пистолеты.
В Красной армии пистолетами вооружался только командный состав, а вот в войсках вермахта пистолеты были у танкистов, артиллеристов, пулеметчиков, водителей. Трофейный Walther P.38 был заветной мечтой советских разведчиков, снабженцев, медсестер и кинооператоров. Такой трофей часто использовался в качестве подарка, его можно было обменять. Любили красноармейцы и немецкие пулеметы. К середине войны трофейный МG-34/42 имелся практически в каждой части – этому способствовала его ремонтопригодность, надежность и маневренность, по которым он превосходил и «Максима» и «Дегтярева».
К началу Второй мировой войны в частях Вермахта было 84 078 этих пулеметов. Красноармейцы называли его "газонокосилкой" "косторезом" за свою скорострельность.
Вундерваффе – гранатометы
В Красной армии гранатометов не было, поэтому наши солдаты и офицеры воспринимали их как настоящее чудо. Они хорошо себя зарекомендовали против техники и укреплений, тем более что в конце войны сильно сдавшие в плане боевого духа немцы массово бросали их на поле боя. Василий Иванович Чуйков в своих мемуарах рассказывал, что фаустпатронами в его армии были вооружены все бронебойщики. Что не удивительно, ведь по статистике более половины всех гранатометов, выпущенных немецкой промышленностью, стали советскими трофеями.